Умная блогосфера

//

15 мая 2019, 18:45

Автор: Илья Воробьев

Анализ Tesla

Tesla, возможно, самая противоречивая из всех публичных компаний в мире. Ее либо любят, либо ненавидят. Ее основателя и СЕО Илона Маска считают либо гением, либо мошенником. Инвесторы на рынке либо считают, что акции улетят в космос, либо уверены, что компания обанкротится и они будут стоить ноль (у Tesla едва ли не самое большое количество открытых коротких позиций среди всех компаний на американском рынке).

Обычно разница в отношении к Tesla обусловлена подходом инвесторов. Быки смотрят на технологическую сторону и долгосрочный потенциал компании — они считают, что Tesla уже делает лучшие в мире машины и на голову превосходит конкурентов с точки зрения разработок софтверной части и наработок с точки зрения автопилота. Медведи концентрируются на финансовом положении компании (большом долге, отрицательном, кроме пары недавних кварталов, денежном потоке), сомнительных с их точки зрения действиях Маска (покупка Solar City, твит про Funding secured) и поиске нестыковок между ее заявлениями и реальностью (ищут скопления Tesla на парковках чтобы доказать, что компания манипулирует продажами).

Сразу нужно сказать, что я на стороне быков. Меня интересует, в первую очередь, технологическая составляющая, и я действительно считаю, что Tesla по многим параметрам намного впереди конкурентов. При этом я отлично осознаю, что Tesla часто ходит по грани, находясь на пределе своих финансовых возможностей, уже ни раз была на грани банкротства, и существует далеко не нулевая вероятность, что компания все-таки обанкротится, особенно если в скором времени мир накроет новый экономический кризис. Но даже в этом случае акции не уйдут в ноль — ее с удовольствием выкупит огромное количество компаний по хорошей цене. Таким образом, Tesla, в моем понимании — венчурная инвестиция, у которой есть вероятность прогореть, но огромный апсайд в случае положительного исхода, который на мой взгляд, эти риски перекрывает.

Куда движется рынок автомобилей

Мой глобальный тезис заключается в следующем — через 10 лет автомобили превратятся в полноценные гаджеты, как сейчас смартфоны, и вся цепочка создания стоимости в авто индустрии радикально изменится. Срок условный, может быть это случится быстрее или дольше, но в том, что это произойдет, у меня нет сомнений. В результате в индустрию придут новые игроки, а старым придется сильно потесниться. Автобизнес итак не может похвастаться высокой маржинальностью, а станет она для большинства текущих игроков, на мой взгляд, еще ниже.

Для сравнения давайте посмотрим цепочку созданию стоимости в других гаджетах, которыми массово пользуются люди, а именно ноутбуках и смартфонах. Этот анализ не относится напрямую к Tesla, но на мой взгляд, его важно проделать, чтобы понимать ее перспективы.

Начнем с ноутбуков. Если проанализировать весь рынок, то станет понятно, что основная маржа приходится на процессор и операционную систему, а много и стабильно на них зарабатывают только две компании — Intel и Microsoft соответственно. Особняком стоят Макбуки от Apple, у которых, вероятно, тоже неплохая маржинальность, благодаря собственной операционной системе, но Apple не раскрывает только выручку подразделения, так что не будем на них подробно останавливаться.

А как же сами производители ноутбуков, под чьим брендом они продаются — Lenovo, Asus, Dell и т.д.? Они работают с небольшой маржой, иногда на грани прибыли, из-за жесткой ценовой конкуренции, которая обусловлена тем, что компании не могут качественно дифференцировать свой продукт по сравнению с аналогами. Если условно Dell придумает крутую фишку, которая понравится потребителям, через полгода ее повторят все конкуренты. У компаний нет уникальных технологических компетенций, которые могли бы защитить их от жесткой конкуренции.

Для справки непосредственно сборкой ноутбуков компании не занимаются, это делают тайваньские/китайские компании вроде Foxconn и Pegatron, которые работают совсем с минимальной маржой, но имеют огромные обороты. Также я для простоты опустил компании, которые иногда зарабатывают на ноутбуках, но их маржа нестабильна — AMD (дешевый конкурент процессоров Intel) и производители памяти (Samsung, Micron и т.д.), и не учитывал нишевых игроков (Nvidia с маржинальными GPU для игровых ноутбуков).

Уважаемый пользователь! Вы видите лишь 10% статьи, для прочтения оставшейся части, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты

Зарегистрироваться


Теги: Tesla