30 октября 2020, 19:35
Экологический тренд и ГМК Норникель
Всем привет! Это статья не совсем про инвестирование, но на самом деле тесно связана с ними.
Побудили меня написать ее прочитанные разные обзоры ГМК НорНикель на просторах интернета, а также заявления многих инвесторов про пузырь в палладии и про ожидания его сдувания. Вообще говоря, все пузыри вызваны повышенным спекулятивным спросом. В этой статье постарался очень сжато, "на пальцах" описать свое личное сложившееся представление об источнике повышенного спроса на основной на текущий момент металл в выручке Норникеля.
История углеродного следа
Как вы уже, наверное, догадались, причиной всему является текущий экологический тренд, а если быть точнее, одно из основных его направлений - борьба с парниковым эффектом.
Чтобы лучше понимать историю, вспомним, что парниковый эффект появляется из-за отражения теплового излучения поверхности земли парниковыми газами атмосферы (водяной пар H2O, углекислый газ CO2, оксиды азота, метан CH4, озон O3 и др.).
Самое большое влияние (более 60%) парникового эффекта оказывает именно водяной пар: чем больше температура поверхности земли, тем больше испарение, тем больше парниковый эффект. Однако существует и обратный процесс. Повышение влажности способствует повышению облачности, а облака в атмосфере отражают прямой солнечный свет, тем самым остужая планету. Преобладание одного эффекта чередуется с преобладанием другого через своеобразную петлю гистерезиса со слишком большим для жизни одного человека периодом во времени.
Но борьба за экологию планеты ведется на фронте остальных парниковых газов (скорее всего из-за возможности влияния только на эту часть), которые принято считать через эквивалент к углекислому газу CO2. Отдельно стоит отметить оксиды азота, хоть их концентрация в атмосфере очень мала, но утверждается, что он обладает в 298 раз большей парниковой активностью по сравнению с CO2 (4-6% влияния в парниковом эффекте). Что еще хуже, оксиды азота являются основной причиной разрушения озонового слоя Земли. Антропогенная (вызванная влиянием деятельности человека на окружающую среду) составляющая заключается в выделении оксидов азота при сгорании топлива, а также в использовании азотных удобрений в сельском хозяйстве, причем четкой позиции по вопросу какой из этих факторов имеет большее влияние, я не нашел (многие специалисты склоняются к преобладанию фактора азотных удобрений).
Касаемо самого углекислого газа, его доля в атмосфере, вызванная антропогенным фактором, составляет всего 3-4%, весь остальной объем имеет природное происхождение. Что самое интересное, этих относительных цифр вы не найдете ни в одном материале приверженцев экотренда, вы всегда будете видеть огромные цифры роста концентрации. Чтобы уж совсем составить хорошую собственную картину о проблеме, вспомним про геохимический цикл углерода в природе.
Мы видим, что увеличение температуры воды приводит кроме усиления испарения водяного пара еще и к увеличению выделения углекислого газа в атмосферу. Кроме того, существует процесс исключения углерода из воздуха и воды - именно так и образуются торф, уголь, нефть газ, известняки и др. Соотношения между содержанием углерода, в воде, атмосфере, земной коре также меняется очень медленно, по сравнению с человеческой жизнью.
Спорить, что антропогенный фактор влияет на концентрацию CO2 и как следствие на парниковый эффект, смысла нет, как и нет смысла спорить о наличии парникового эффекта - подтверждения тому: повышение температуры и данные о постоянном повышении концентрации CO2 по ледяным кернам Антарктиды и Арктики. Но на сколько влияние экологических мероприятий (влияние на изменение доли парникового эффекта, составляющей 0,1-0,2%) является определяющим у меня, как у человека, доверяющего цифрам, вызывает очень большое сомнение.
Так или иначе, современная экологическая наука и политики призывают нас бороться именно с антропогенным фактором, а более конкретно с углеродным следом человеческой производственной деятельности. Надо понимать, что углеродный след включает в себя не только CO2, но еще и другие парниковые газы (метан, закись азота, озон и др), приведенные к эквиваленту CO2.
Кстати, когда я учился в школе, нам говорили, что вырубка лесов имеет наибольшее антропогенное влияние, сейчас уже учат другому.
Нам стоит принять это современное направление, потому что опровержение этой теории обратным процессом остывания Земли в нашей жизни скорее всего не увидеть. Итак, берем этот спорный экотренд в рассмотрение как данное и на длительный период времени.
Уменьшение углеродного следа и причем здесь ГМК НН
Первым под удар попали технологии, генерирующие электроэнергию из ископаемых углеводородов:
- мобильные источники энергии, использующие ДВС на бензине/дизеле,
- стационарные источники энергии: угольные электростанции, электростанции на тяжелом топливе (нефть, мазут).
Борьба с углеродным следом через усиление экологических норм и требований идет по двум направлениям:
- Создание технологий фильтрации, улавливания, захвата продуктов сжигания
- Создание и использование источников «зеленой» энергии
В части связи экологического тренда с деятельностью ГМК Норникель нам будут интересны мобильные источники энергии и тренды по их развитию.
По направлению создания технологий фильтрации/захвата продуктов сжигания топлива в ДВС мы, естественно, говорим о технологии каталитических нейтрализаторов (катализаторах) выхлопных систем транспортных средств. Катализаторы способствуют "дожиганию" части выхлопных газов до простейших нейтральных составляющих: воды, азота и двуокиси углерода, нейтрализуя при этом опасные для человека: угарный газ, оксиды азота, метан, которые в свою очередь являются также и парниковыми газами. В качестве материала катализаторов в настоящее время используются в-основном два металла из корзины ГМК Норникель: палладий для бензиновых двигателей, и платина для дизельных. Из-за скандалов вокруг выхлопов дизельных автомобилей сейчас наблюдается значительное преобладание бензиновых ДВС и соответственно повышенный спрос на палладий.
Следующее направление — это так называемые источники «зеленой» энергии в транспорте:
- использование электродвигателей с аккумуляторными батареями (энергию для них планируется получать из чистых возобновляемых источников),
- использование гибридных автомобилей, автомобилей на газу,
- использование водородного топлива как в ДВС, так и в топливных элементах для электродвигателей.
В производстве аккумуляторных батарей в основном используют никель, литий и кобальт, в гибридных и газовых авто, как уже было сказано выше, используют палладий в роли катализаторов для ДВС, а вот платину используют в водородных топливных элементах. Ну и конечно же для электропроводки, обмотки электродвигателей транспортных средств потребуется больше меди. Вот так мы и собрали всю основную корзину продукции ГМК НН, металлы которой добываются в большей части на уникальных месторождениях российского Таймыра.
Очень важно, что для развития электротранспорта необходима инфраструктура и непосредственно строительство самого транспорта. Процесс перехода на электрический транспорт как для потребителя, так и в части затрат на инфраструктуру очень дорогой и будет длиться достаточно долго. Так, по прогнозам специалистов, 25% долю электротранспорт займет в 2030 году. Всё это время в ужесточенных экологических нормах придется использовать в катализаторах транспортных средств с традиционным ДВС больший объем палладия и платины. Таким образом, основной причиной повышенного спроса на палладий является сам экологический тренд и борьба с углеродным следом.
Большая часть производимого никеля в настоящее время используется при производстве нержавеющей стали (легированная никелем сталь). Не стоит фантазировать о том, что использования никеля в аккумуляторных батареях даст такой же повышенный спрос как на палладий. Этот спрос будет расти по мере увеличения доли рынка электрического транспорта.
Перспективы Норникеля и расчет дивидендов
Затронем все-таки немного тему инвестиций, с учетом установившего долгосрочного спроса на металлы Норникеля. На основе производственной модели посчитаем прогнозные финансовые результаты за 2020 год. С учетом информации от Русала по новым договоренностям между акционерами можно попробовать спрогнозировать дивидендные выплаты.
МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. "Русал", второй крупнейший акционер "Норникеля", разделяет осторожный подход к выплате дивидендов "Норникеля" в текущей ситуации и считает, что выплата дивидендов по минимальному уровню поддержит рыночную котировку бумаг ГМК. Об этом сообщил ТАСС заместитель гендиректора "Русала" Максим Полетаев.
Русал, с учетом общественного и политического давления, согласился на минимальные выплаты в этом календарном году. Минимальный размер дивидендных выплат регламентируется дивидендной политикой компании, и составляет 30% EBITDA:
Итак, прогнозный расчет EBITDA 2020 года, учитывающий резерв в 2,1 млрд. долл. по ситуации с аварией на Норильской ТЭЦ-3:
Исходя из расчетов, можно ожидать выплаты:
- в 30% EBITDA за 9 месяцев 2020 в размере 700 рублей на акцию. Данная выплата планируется в начале января 2021 года.
- оставшаяся после зимней выплаты часть дивидендов за 2020 года из расчета 60% EBITDA 2020 в размере ~1400 рублей на акцию летом 2021 года (самый худший вариант, когда годовые дивиденды будут также считаться как 30% EBITDA, дает размер летнего дивиденда в 350 рублей на акцию).
Про проблемы углеродного следа в стационарных источниках энергии
Вместо послесловия. Очень хотелось закончить целостно направление в части экологических трендов для стационарных генераторов электроэнергии, хотя бы для истории, чтобы потом почитать свои мысли и сравнить с фактом.
Развитых и дешевых технологий улавливания/захвата парниковых газов при использовании стационарных источников энергии большой мощности, работающих на основе сжигания углеводородов, сейчас не существует.
Поэтому основной экологический тренд сейчас направлен на использование возобновляемых источников энергии:
- энергия солнца (СЭС),
- энергия ветра (ВЭС),
- энергия воды (ГЭС, приливные ГЭС).
Использование источников гидроэнергии ограничено их географическим положением, и практически везде, где это возможно, уже используется. Таким образом, основным направлением является использование ветрогенераторов и солнечных панелей, хотя и в этом случае полностью заменить текущий объем генерации энергии невозможно.
По части экологии, вопрос влияния ветрогенераторов на локальную экосистему по-прежнему открыт и актуален. Что касается использования солнечных панелей, то здесь идет бурное развитие и постепенное удешевление их производства. Сейчас самой перспективной считается технология гибких солнечных панелей. Основу для них изготавливают с помощью нефтехимии, а для изготовление самого покрытия также используется энергия, получаемая с помощью сжигания углеводородов. Но основной проблемой использования большой доли возобновляемой энергетики является отсутствие способности в определенный момент увеличивать отдачу энергии (невозможность регулирования). Эта проблема может решаться с помощью накопления энергии в периоды пиковой выработки, но вопрос создания энергетических накопителей большой емкости и приемлемого КПД до сих пор открыт. А пока этот вопрос не решен, слепой переход на возобновляемую энергетику в отдельных регионах приведет к отключениям электроэнергии в периоды, когда нет солнца или нет ветра. Данная проблема хорошо описана в статье Станислава Безглина.
Надо также отметить, что применительно к энергии воды, техническое решение по накоплению и дальнейшему использованию энергии уже существует, это гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), достигающие 75% КПД. А вот для энергии ветра и солнца пока приемлемых решений нет.
Вот такой он экологический тренд, стремительный слепой и беспощадный.
P.S.: Прошу не судить строго за мое отношение к экологическому направлению, это все лишь моя личная позиция. Естественно, изменения будут полезны для экологии, но причины, которые нам объясняют, а также экономические последствия для некоторых отраслей, стран, тех же людей не выглядит адекватными достигаемому эффекту. Допускаю, что данный тренд — это метод продуманного экономического давления.
Возможность обсудить статьи на авторском канале "Спроси Василича" в Telegram и Вконтакте
Данный обзор не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Автор не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.
Полезные ссылки
Андрей Васильевич