Умная блогосфера

//

07 августа 2020, 20:52

Автор: Georgy Avedikov

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка.

Онлайн ритейл набирает обороты, все больше компаний запускают такие сервисы в рамках своей экосистемы (Сбербанк, Яндекс и пр.). По данным Data Insight в 2019 году в ТОП-3 онлайн ритейлеров входили Wildberries, Ситилинк и Ozon.

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №1

 

OZON.RU

В далеком 1998 году был основан торговый сервис для продажи книг и видео кассет через интернет. Именно так появился бренд Amazon.com Ozon.ru. Очень напоминает одну крупную компанию по продаже книг, не так ли?

Уже в 2000 году оборот составит 1,3 млн $. Информационная база содержала 2600 статей и рецензий, каталог книг — 29 000 изданий, кинораздел — 5 600 видеокассет и 257 DVD, в музразделе — 2430 дисков. Зарубежные продажи — 50 % всего оборота компании. Количество ежемесячных заказов в год выросло с 3 до 10 тыс. В конце 2000 года был установлен рекорд по обороту — 220 тыс. $ в месяц.

Такие выдающиеся показатели стали привлекать крупных инвесторов, одним из которых в перспективе станет фонд Barring Vostok, в 2003 году он владел контрольным пакетом. В этом же году, кстати, Ozon.ru вышел на самоокупаемость, а объем продаж превысил $3,8 млн.

В 2014 году АФК Система вместе с МТС приобретают 20% акций интернет-магазина за $150 млн — невиданная по тем временам сумма сделки для интернет ритейла.

В конце 2017 года пост генерального директора занял Александр Шульгин, бывший операционный директор Яндекса.

В начале 2018 года МТС увеличивает долю с 11,2% до 13,7% за 1,15 млрд. руб, позже, эта доля была увеличена до 18,7%.

В марте 2019 года АФК «Система» закрыла сделку по приобретению 18,7% акций компании Ozon Holdings Limited у ПАО «МТС» за 7,9 млрд руб, в результате которой доля прямого участия АФК «Система» в Ozon составила 19,3%. В апреле 2019 года АФК «Система» увеличила прямую долю владения в компании Ozon до 21,9% в результате приобретения пакетов ряда миноритарных акционеров. Кроме того, входящий в Группу АФК «Система» венчур­ный фонд Sistema_VC, специализирующийся на инвестициях в технологические компании на стадии роста, владеет 16,3% акций Ozon.

История бизнеса интересная, но хочется взглянуть на динамику финансовых показателей бизнеса, но это оказалось не так то просто. АФК Система их не раксрывает из-за того, что доля в Ozon составляет около 43%, что менее 50%.

 

Доля владения АФК Системой

 

Все, что можно найти в презентации Системы выглядит очень красиво, но информации крайне мало:

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №3

 

Немного покопавшись на сайте Ozon.ru я нашел фирму ООО «Интернет решения», где генеральным директором является все тот же А. Шульгин. Эта компания и владеет напрямую брендом Ozon.ru.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №4

 

Современные технологии позволяют достаточно быстро найти отчетность почти любой компании по названию и ИНН, с ООО «Интернет решения» тоже проблем не возникло.

И тут начинается самое интересное.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №5

 

Активы компании растут огромными темпами, с 2012 года они выросли в 9 раз. Среди оборотных активов можно выделить запасы и дебиторку, эти направления составляют основную их часть. Обратите внимание, что дебиторка последние 2 года ежегодно удваивается. Здесь нет, к сожалению, примечаний с пояснениями, но будем считать, что это нормально, ритейл обычно перегружен дебиторкой и кредиторкой.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №6

 

Обратите внимание, капитал у компании отрицательный, не очень позитивный знак, учитывая, что компаия на рынке с 1998 годаОтрицательное значение нераспределенной прибыли говорит о том, что бизнес убыточный, чуть дальше это рассмотрим.

Огромная кредиторка (долги компании) объясняет относительно высокую дебиторку. Это нормальный фактор для ритейла. Другими словами — компания берет большое количество товаров (техника, еда и прочее) на реализацию и после реализации возвращает средства поставщикам, но пока товары лежат на складах Ozon, это является их обязательством или кредиторкой в данном случае.

Резюмирая данные по балансу, мы видим взрыной рост активов и стагнирующий при этом капитал. Да, 2020 год может исправить ситуацию по результатам года, но он не сможет исправить динамику.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №7

 

Уберем активы и взглянем на динамику капитала:

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №8

 

У меня нет комментариев, вы сами все видите.

Мы плавно подошли к самому интересному, к доходам компании, сейчас разберем их.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №9

 

Выручка с 2012 года прибавила в 10 раз с 6,4 млрд. руб до 62,8 млрд. руб. Обратите внимание, какими темпами растет себестоимость продаж и на темпы коммерческих расходов. Все это приводит к тому, что компания до сих пор убыточна на операционном уровне. Я уже не говорю про чистую прибыль, а точнее ежегодно растущий убыток. Это и является следствием того, что у компании отрицательный собственный капитал.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №10

 

Прибыль растет, только не в ту сторону. И это прогрессивный онлайн ритейлер, за который готовы драться Безос с Грефом?

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №11

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №12

 

Возможно мы чего-то не знаем, однозначно мы не знаем что за такие огромные коммерческие расходы, почему такая высокая себестоимость. Но проанализировав компанию «на коленке», я бы сейчас такой бизнес не купил. Конечно, мы проанализировали мало факторов, но это всё, что мне удалось найти в открытом доступе.

 

Wildberries

Теперь разберем второго интернет ритейлера и сравним с Ozon.

Wildberries — международный интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров. Основан в 2004 году Татьяной и Владиславом Бакальчук.

В 2012 году Wildberries вышел на рынок Белоруссии, в 2014 году начал принимать заказы и осуществлять доставку в Казахстан. По итогам 2015 года Wildberries стал самым популярным у россиян отечественным интернет-магазином.

По итогам 2016 — 2019 гг. был признан крупнейшим интернет магазином в РФ. В эти же годы шло его активное развитие, строительство распределительных пунктов, увеличение товарного ассортимента, в том числе реализация продуктов питания.

Развитие у данного онлайн-ритейлера более скромное с точки зрения корпоративных событий. Семья Бакальчук не привлекает инвестиции, развивает все за счет собственных средств и кредитов. В организационной структуре нет совета директоров, также невелико число руководителей отделов и подразделений: структура управления проста, его стиль описывают как демократический. Скукотища, одним словом, но посмотрим, на сколько успешна такая модель ведения бизнеса.

Перейдем теперь к финансовой отчетности компании.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №13

 

Структура активов очень напоминает Ozon, во внеоборотных активах доминируют основные средства, в оборотных — запасы и дебиторка. Активы так же, как и у Ozon растут огромными темпами и с конца 2011 года выросли более, чем в 70 раз.

Интересно, что у компании с капиталом.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №14

 

И тут происходит разрыв шаблона. С первого года работы у компании положительный капитал и положительная нераспределенная прибыль. Менеджменту Ozon не мешало бы поучиться у семьи Бакальчук.

Вот так должна выглядеть динамика у растущей компании:

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №15

 

Уберем с графика динамику активов и насладимся ростом капитала:

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №16

 

И это еще не рекорд, рекорд будет в 2020 году, самоизоляция резко увеличила количетсво заказов у онлайн ритейлеров.

Взглянем до доходы компании.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №17

 

Здесь все тоже прекрасно, выручка за 9 лет выросла в 43 раза. Чистая прибыль была с первого года работы и ее рост за тот же период составил 107х, это даже больше, чем рост выручки, что говорит о росте маржинальности бизнеса. Несмотря на то, что конкуренция растет в данном сегменте, Wildberries зарабатывает 3,7 копейки с каждого рубля выручки и это на растущих двузначными темпами оборотах.

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №18

 

Уберем выручку для наглядности и оценим динамику роста прибыли:

 

Ozon vs Wildberries. Анализ и оценка., изображение №19

 

Я не знаю, стоит ли тут подводить какие-то итоги, мне кажется, они очевидны. Мне не понятно, почему Ozon до сих пор не нашел свою точку безубыточности. Может быть АФК Система сможет как-то исправить ситуацию, будем следить за динамикой развития дальше. Ведь АФК Система одним из своих драйверов роста выделяет как раз IPO Ozon, но с текущими показателями дорого она его не продаст. Ну, либо я чего-то не понимаю ).

 

Благодарю всех за внимание!

Всем успешных инвестиций!


Теги: OzonWildberries