11 июля 2020, 15:07
Один из "скрытых" бенефициаров развития 5G и "умных городов".
1.) Описание деятельности компании.
Описание деятельности: Cerence создает автомобильные решения для когнитивной помощи, которые обеспечивают естественное и интуитивное взаимодействие между автомобилями и водителями. Cerence является ведущим поставщиком виртуальных автомобильных помощников на базе AI и инновационных решений для подключенных транспортных средств. Cerence является создателем одной из самых популярных в мире платформ для создания виртуальных автомобильных помощников, таких как «Hey BMW» и «Ni hao Banma». Клиентами Cerence являются многие производители автомобильного оригинального оборудования, OEM-производители или их поставщики по всему миру: BMW, Daimler, LG Electronics, FCA Group, Ford, Geely, GM, Renault-Nissan, SAIC, Toyota, Volkswagen Group, e-solutions, Aptiv, Bosch, Continental. ,DENSO TEN и Harman. Cerence поставляет решения на основе модели «White Label», что позволяет клиентам предоставлять персонализированных виртуальных помощников и, в конечном итоге, укреплять связь между автомобильными брендами и конечными пользователями.
Платформа предоставляет лучшие в отрасли технологии распознавания речи на разных языках, улучшения речевого сигнала и акустического моделирования. Автомобильные виртуальные помощники, созданные на платформе Cerence, могут обеспечивать широкий спектр режимов взаимодействия человека с транспортным средством, включая речь, касание, рукописный ввод, отслеживание взгляда и распознавание жестов, а также могут поддерживать интеграцию сторонних виртуальных помощников.
Сerence является лидером на рынке создания интегрированных виртуальных помощников для автомобилей. Платформа Cerence полностью настраиваемая и предназначена для поддержки клиентов в создании их собственной экосистемы в автомобиле и превращении транспортного средства в центр для многочисленных подключенных устройств и услуг. Виртуальные помощники, созданные на программной платформе Cerence, могут обрабатывать запросы пользователей в самых разных категориях, таких как навигация, управление, мультимедиа, связь и инструменты. Платформа состоит из вычислительных и облачных программных компонентов, и программной среды, связывающей эти компоненты в едином программном интерфейсе.
Компания Cerence заявляет, что их миссия - расширить возможности автомобильной экосистемы с помощью цифровых платформенных решений для подключенных и автономных транспортных средств. Cerence поставляет автомобильные решения для когнитивной помощи, которые являются естественными и интуитивно понятными и позволяют OEM-производителям укреплять «эмоциональную» связь со своими конечными пользователями. Основной продукт – это программная платформа, которую используют для создания виртуальных помощников, которые могут общаться, находить информацию и оказывать содействие в использовании навигации, управлении, мультимедиа и связи.
Cerence поставляет свою программную платформу через собственную профессиональную сервисную организацию, которая работает с производителями оборудования и поставщиками, чтобы адаптировать ее к желаемым требованиям, конфигурациям и акустическим характеристикам конкретных моделей автомобилей. Для первоначальной реализации профессиональные услуги обычно начинаются с переноса ключевых технологий на конкретную аппаратную платформу заказчика и разработки специальных диалогов и библиотек грамматики. Профессиональные сервисные группы также работают с OEM-производителями над акустической оптимизацией системы и применением технологий обработки аудиосигналов. После первоначального внедрения профессиональная сервисная организация может продолжать предоставлять услуги в течение жизненного цикла модели транспортного средства путем проведения работ по техническому обслуживанию и усовершенствованию.
Взаимодействие пользователей с виртуальными помощниками обычно начинается с голосового запроса. После получения такого запроса платформа обрабатывает голосовую команду, классифицируя при этом запросы по категориям. После обработки запроса, платформа формирует ответ, используя при этом внутренние и внешние источники данных, а также может взаимодействовать с другими виртуальными помощниками. В зависимости от сложности запроса взаимодействие с виртуальным помощником может быть, как достаточно быстрым (обмен парой голосовых сообщений), так и продолжительным (если понадобится получение данных с внешних источников, а скорость интернет соединения не позволит сделать это быстро).
Платформа Cerence имеет гибридную архитектуру, сочетающую в себе передовые программные компоненты, которые «устанавливаются» в контроллер автомобиля и интегрированы с бортовыми системами, с облачными компонентами, которые получают доступ к данным и контенту во внешних источниках данных и поддерживают беспроводные обновления. Эта гибридная архитектура позволяет платформе сочетать производительность, надежность, эффективность, безопасность и тесную интеграцию встроенного программного обеспечения с гибкостью, которую обеспечивают облачные технологии. Программная платформа включает в себя общую среду для программирования состоящую из наборов инструментов и приложений для ее периферийных и облачных компонентов, и клиенты могут самостоятельно выбирать программные компоненты, которые необходимы для обеспечения функционала, который они хотят создать и предложить их клиентам.
Если попробовать объяснить простым языком, то Cerence это платформа для разработки виртуальных голосовых помощников для автопроизводителей и OEM-производителей, которая работает на базе встроенного AI и уделяет большое внимание распознаванию речи и правильности обработки голосовых команд. Сами же виртуальные голосовые помощники помогают практически во всех аспектах взаимодействия водителя с автомобилем, например, помощь в освоении функций автомобиля и своевременного уведомления водителя о наличии неполадок, голосовое управление функционалом авто, навигацией, мультимедиа системой и т.д. Также важным моментом является организация взаимодействия разных виртуальных помощников в одной системе (Amazon, Google и т.д.), что позволяет сильно расширить функциональные возможности. Чтобы сделать интеграцию взаимодействия виртуальных помощников как можно более плавной, используется технология когнитивного арбитража, которая способна определять намерения пользователя, определять, какой из набора виртуальных помощников лучше всего подходит для удовлетворения запроса, и отправлять запрос выбранному помощнику. Также интересное применение на платформе имеет AI, который, например, подбирает навигационные маршруты в соответствии с предпочтениями водителя (наличие любимых магазинов или ресторанов по пути, или магазинов в соответствии со списком покупок в телефоне, например). Еще интересный момент — это работа на базе облачных решений, что дает еще больший простор для функционала виртуальных помощников. В целом, наверное, удобно, когда во время езды на работу машина по голосовому запросу сама прочитает все актуальные новости, прогноз погоды и сообщения, а потом и напечатает ответ под диктовку, в тоже время продумает оптимальный маршрут движения, не отвлекая тебя от управления. Хотя система отлично взаимодействует и с системой автопилота в автомобиле, если она имеется. Не сказать, что это принципиально новая идея, но Cerence делает акцент именно на качестве ее реализации и у них это неплохо получается. Также, на мой взгляд, виртуальные помощники получат огромный виток развития при внедрении «умных городов».
https://www.youtube.com/watch?v=yncLVt61rgs - видео, демонстрирующее частичный функционал платформы Cerence.
2.Макроэкономическая ситуация в секторе.
Рынок автомобильной когнитивной помощи стремительно расширяется. Водители и пассажиры автомобилей все чаще ожидают доступа к виртуальным помощникам в режиме голосового общения. Чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобильную когнитивную помощь OEM-производители и поставщики встраивают виртуальных помощников в растущую долю своих автомобилей.
Команда платформы Cerence предполагает, что эта тенденция сохранится и что потребительский аппетит к автомобильной когнитивной помощи будет расти и дальше, поскольку транспортные средства становятся более автономными, а водители используют новые формы взаимодействия с автомобилем, которые ранее были невозможны во время эксплуатации автомобиля.
Аналитики компании Keysight по производству решений в области 5G считают, что к 2025 году каждый автомобиль на дороге будет тем или иным образом «подключенным».
На данном графике мы видим развитие ситуации по количеству подключенных машин на основных рынках сбыта с 2017 по 2020 год, с прогнозом на 2021.
Прогнозируется, что к 2027 году объем мирового рынка подключенных автомобилей достигнет 212,7 млрд. USD, при прогнозируемой стоимости в 42,6 млрд. USD в 2019 году, при среднегодовом показателе роста CAGR в 22,3%. Усилия правительств по разработке интеллектуальной транспортной системы, увеличению спроса на функции виртуальных помощников в автомобиле и технологии автоматического вождения вместе с функциями безопасности пассажиров будут способствовать росту рынка подключенных автомобилей.
Азиатско-Тихоокеанский регион, западная Европа и Северная Америка являются основными регионами, где спрос на решения и услуги для подключенных автомобилей является самым высоким из-за различных правительственных постановлений о безопасности транспортных средств. Кроме того, ожидается, что непрерывные исследования и разработки, а также сотрудничество сетевых и сервис-провайдеров с автомобильными компаниями в этих регионах будут стимулировать рост рынка подключенных автомобилей. Ожидается, что в Северной Америке, особенно в США, спрос на услуги послепродажного обслуживания подключенных автомобилей будет расти самыми высокими темпами из-за увеличения спроса клиентов на расширенные услуги по подключенным автомобилям и доступности интеллектуальной инфраструктуры.
Ожидается, что на североамериканском рынке будет наиболее быстрый рост в течение прогнозируемого периода, особенно в США. Рост рынка США обусловлен, прежде всего, повышением норм безопасности и защиты транспортных средств, спросом на технологии связи между транспортными средствами (V2V) и внедрением IoT в автомобильную промышленность.
Появление технологии автономных транспортных средств на рынке подключенных автомобилей в США является одной из ключевых тенденций, которая увеличивает спрос на усовершенствованные функции подключенных автомобилей. На рынке уже наблюдался высокий рост решений ADAS(автопилот), благодаря которым проникновение подключенных автомобилей в 2018 году превысило 80%. Увеличение спроса на вторичные услуги за счет возобновления подписок на подключенные автосервисы будет стимулировать рынок США в будущем.
3.)Бизнес модель и стратегия развития.
Компания Cerence выбрала для работы бизнес модель «White Label» - это концепция, предусматривающая производство продуктов или услуг одной компанией и использование таких продуктов или услуг другой компанией под своим брендом (маркой). В данном случае, на мой взгляд, это самая подходящая для компании бизнес модель, так как Cerence работают напрямую со многими автопроизводителями и OEM-производителями, а предоставляемый продукт по сути в большинстве случаев является составляющей частью комплектации автомобиля от производителя. Данная бизнес модель, в частности, позволяет увеличить объем продаж за счет договорных отношений с крупным производителем и, что не мало важно, на мой взгляд, сэкономить на маркетинге, так как эта статья расходов по сути переходит к «производителю-бренду». Данная бизнес модель используется в основном компаниями, которые работают одновременно с несколькими крупными заказчиками-производителями, обладающими «сильным» и медийным брендом. Крупные производители, в свою очередь, тоже имеют преимущества работы по такой бизнес модели, они экономят бюджет на исследования и разработки нового продукта, а также ускоряют процесс интеграции нового функционала в свои продукты. В данном случае работа по такой бизнес модели мне кажется взаимовыгодной.
Доход Cerence в основном получает за счет продажи лицензий на программное обеспечение и получение оплаты за использование облачных сервисов(подписки). Также Cerence имеет доход от профессиональных услуг, оказываемых производителям оборудования и поставщикам на этапах проектирования, разработки и развертывания жизненного цикла модели транспортного средства, а также в рамках проектов по техническому обслуживанию и усовершенствованию. Что не мало важно, все контрактные и договорные обязательства Cerence с производителями и OEM носят долгосрочный характер, что дает более-менее прозрачную картину будущего финансового здоровья компании.
Продажа лицензий на программные компоненты, как правило, происходит в формате «бессрочная лицензия», где оплата происходит за каждый экземпляр ПО только один раз. Заказ формируется производителем на базе объемов производства конкретной модели автомобиля в соответствии с комплектацией. Облачные сервисы, как правило, оплачиваются в виде подписки, но изначально имеют оплату на долгий период времени для конечного пользователя. Изначальная долгосрочная подписка оплачивается производителем или OEM-производителем и действует с момента продажи автомобиля.
Стратегия развития:
Cerence выделяет три ключевых аспекта, над которыми идет основная работа, в своем годовом отчете:
1.) увеличение проникновения ключевых технологий Cerence на автомобильный рынок.
2.) увеличение среднего дохода, который можно получить с интеграции платформы на транспортное средство.
3.) доля рынка относительно конкурентов.
Основные пути реализации стратегии развития:
• Поддерживать и расширять лидерство по продукту. Инвестировать в развитие функциональности продукта и расширение диапазона категорий и областей, на которые может рассчитывать программная платформа Cerence. Существующие деловые отношения и близость в совместном процессе проектирования с OEM-производителями дают команде Cerence представление о потребностях конечных пользователей и дорожных картах для инноваций. Кроме того, продолжать инвестировать в настройку и поддержку решений для конкретных моделей автомобилей, что приводит к тесной интеграции программных решений Cerence.
• Продолжать инвестировать в совместимость со сторонними виртуальными помощниками (когнитивный арбитраж). Растущая популярность сторонних виртуальных помощников создает растущий спрос на доступ к этим помощникам как часть функционала автомобиля. Команда Cerence считает, что полная автомобильная когнитивная помощь требует сосуществования нескольких виртуальных помощников.
• Увеличить проникновение на ключевые географические рынки, включая Китай. Cerence работает по всему миру, в том числе на развивающихся рынках. Однако присутствие на некоторых крупных географических автомобильных рынках, таких как Индия и Юго-Восточная Азия, сегодня относительно невелико, главным образом в результате более низкого проникновения автомобильной когнитивной помощи на эти рынки. Cerence специально разработали поддержку локализованного языка на развивающихся рынках, таких как Индонезия и Таиланд, в 2018 финансовом году и инвестировали в Индию в 2019 финансовом году. В настоящее время Cerence обслуживает китайский рынок через комбинацию местных OEM-производителей и поставщиков, таких как Geely, Proton, Roewe, SAIC и Banma Network Technology, а также глобальных некитайских производителей и поставщиков, которые продают на китайский рынок, таких как Audi, BMW Даймлер, Аптив и Харман. Cerence предлагает когнитивную помощь на всех основных китайских языках и диалектах, включая мандаринский, кантонский и шанхайский. Нынешнее присутствие в Китае включает около 240 специалистов в области НИОКР, профессиональных услуг, а также специалистов по продажам и маркетингу в трех центрах НИОКР и центрах профессиональных услуг.
• Предоставить новые функциональные возможности для уже использующих платформу автомобилей. Решения Cerence были установлены на более чем 325 миллионов автомобилей на сегодняшний день. Большое количество автомобилей, использующих систему дает возможность предоставить им новые функции и программное обеспечение. В зависимости от возможностей системы есть возможность предоставлять действующим пользователям модернизированную функциональность в виде обновлений встроенного программного обеспечения, выполняемых дилерами, и беспроводных обновлений, доступных через облачные сервисы платформы.
4.) Конкуренция. Spin-off Nuance Communications. Преимущества Cerence.
Spin-off Nuance Communications.
Nuance Communications Inc. - транснациональная корпорация - производитель программного обеспечения, Massachusetts, USA. Разрабатывает приложения, работающие с голосовыми данными и с изображениями. Среди технологий компании: распознавание речи на серверах, системы автоматизированной обработки звонков, программы и системы ведения медицинских записей, оптическое распознавание символов. Часть компании выполняет разработки программ и систем для военных и государственных агентств США. 1 октября 2019 года Nuance Communications объявил о завершении выделения Cerence Inc. В результате Nuance Communications и Cerence стали отдельными публичными компаниями.
Автомобильный рынок стал одним из важнейших рынков для распространение виртуальных голосовых помощников, так как Amazon, Google и SoundHound стремятся внедрить своих помощников на как можно большем количестве автомобилей. Но в тоже время, на большом количестве автомобилей уже имеется продукция Cerence. Эта усиленная конкуренция была одной из причин, по которой отделение Cerence от Nuance Communications было признано необходимым. Санджай Дхаван - новый генеральный директор Cerence, прокомментировал в официальном пресс-релизе компании: «Возможность сосредоточиться исключительно на автомобильном рынке будет чрезвычайно полезна для достижения следующего уровня технологических инноваций в этом пространстве. С нашим новым, гипер-сфокусированным видением мы не только сможем удовлетворить самые амбициозные ожидания потребителей, но и бросим вызов индустрии в целом». Также это помогло реструктуризации долга компании Nuance Communications.
О конкуренции в целом:
Рынок автомобильной когнитивной помощи является конкурентным. Cerence сталкивается с двумя основными группами конкурентов:
• Крупные технологические компании. Многие крупные технологические компании, в том числе Amazon, Apple, Google, Microsoft, Alibaba, Baidu и Tencent, предлагают услуги виртуальных помощников. Учитывая популярность этих виртуальных помощников, Cerence считает, что водители часто желают использовать их как часть системы когнитивной помощи в автомобиле. Чтобы удовлетворить этот спрос, некоторые из этих компаний инвестировали в технологии, такие как Apple CarPlay, чтобы сделать своих виртуальных помощников более доступными в салонах автомобилей.
Хотя эти сторонние виртуальные помощники напрямую конкурируют с некоторыми функциями, которые предоставляет Cerence в рамках своей программной платформы, они также увеличивают потребность в программной платформе Cerence двумя способами. Во-первых, учитывая фрагментированный и конкурентный характер рынка виртуальных помощников, для OEM-производителей и поставщиков важно, чтобы их клиенты могли использовать различные виртуальные помощники. Функциональность когнитивного арбитража программной платформы Cerence может, в зависимости от соответствующих сторонних соглашений, дать возможность производителям и поставщикам предоставлять доступ к нескольким сторонним виртуальным помощникам через согласованный фирменный интерфейс, тем самым, по сути, используя решения Cerence, а остальных разработчиков виртуальных платформ в качестве дополнительной опции через решения программной платформы Cerence. Во-вторых, в шумной обстановке салона автомобиля возникают серьезные проблемы с обработкой речи для сторонних виртуальных помощников на базе смартфона, которые не предназначены для конкретной модели автомобиля. Программная платформа Cerence интегрируется со сторонними виртуальными помощниками и улучшает их функциональность, улучшая качество речевого ввода и распознавания речи.
• Небольшие нишевые конкуренты. Cerence также конкурирует с несколькими не такими крупными компаниями, специализирующимися на оказании когнитивной помощи, включая SoundHound в США, iFlyTek в Китае, например. Тем не менее, Cerence имеет несколько преимуществ и относительно бизнеса и технологических, которые существенно влияют на конкурентное преимущество. Например, Cerence явно выделяется своими уникальными разработками в области усиления речевого сигнала и акустической настройки, что является важными критериями именно для автомобильных виртуальных помощников ввиду дополнительных источников звука в автомобиле и окружении. Так же Cerence имеет самый широкий спектр предоставляемых языков для взаимодействия с виртуальным помощником.
Ключевые конкурентные преимущества:
• Ведущие в отрасли технологии, связанные с речью. Исследование Cerence показывает, что потребители рассматривают речь как все более привлекательную среду для взаимодействия человека с транспортным средством. Тем не менее, они часто разочаровываются решениями по распознаванию речи, которые неправильно понимают разговорный язык или требуют, чтобы пользователи произносили жесткие, заранее определенные команды, связанные с ограниченным набором функций. Разработка речевых автомобильных виртуальных помощников, которые пользователи будут воспринимать как естественные, является сложной задачей с точки зрения технологии искусственного интеллекта, акустической инженерии и дизайна пользовательского интерфейса. Программная платформа Cerence, адаптированная для конкретной модели транспортного средства, представляет собой одну из наиболее технологичных и наиболее эффективных систем речевого взаимодействия между человеком и транспортным средством, доступных сегодня. В тестах, проведенных клиентами платформы для оценки правильного распознавания слов и предложений, решения Cerence получили одни из самых высоких оценок по сравнению с конкурентами, а также решения Cerence подкреплены портфелем патентов и прав на интеллектуальную собственность.
• Гибридная архитектура облачных решений. Гибридная архитектура программной платформы Cerence сочетает в себе производительность, надежность и тесную интеграцию, которую может обеспечить только периферийное программное обеспечение с гибкостью подключения к облачным сервисам.
• Индивидуальная интеграция с автомобилем и акустическая настройка. Когнитивная помощь для таких категорий, как навигация, развлечения и управление, требует тесной интеграции с бортовыми компонентами транспортного средства, которые широко варьируются в зависимости от модели транспортного средства. Отдельно системы речевого взаимодействия могут быть значительно затруднены шумной обстановкой в салоне транспортного средства и должны быть настроены для конкретных акустических компонентов. Для достижения тесной интеграции транспортных средств, необходимой для решения этих проблем, Cerence тесно сотрудничает с производителями оборудования и поставщиками, чтобы адаптировать свои решения к конкретным характеристикам конкретных моделей автомобилей. Это позволяет внедрять системы, которые могут изолировать голоса отдельных пассажиров и поддерживать одновременную виртуальную помощь для выступающих в нескольких зонах салона автомобиля, что представляет собой ключевую точку дифференциации.
• Функциональная совместимость со сторонними виртуальными помощниками.
• Независимость от крупных технологических компаний и игроков автомобильной промышленности. По мере того как транспортные средства становятся все более автономными, доступность использования виртуальных помощников все больше определяется особенностями салона и альтернативными формами взаимодействия человека с транспортным средством. Фирменная, дифференцированная автомобильная когнитивная помощь, таким образом, становится все более важной для ценности бренда ОЕМ.
• Широкий языковой охват. Cerence поддерживает более 70 языков и диалектов, что намного больше, чем у любого из конкурентов. Благодаря широкой языковой поддержке клиенты уже используют когнитивную помощь виртуальных помощников в более чем 60 странах Америки, Европы и Азии, включая Китай, США и все другие крупные автомобильные рынки. Языковая поддержка также обеспечивает многоязычные возможности для таких областей, как выбор музыки и навигация, что является важной особенностью для таких рынков, как Европа, где автомобили могут регулярно пересекать несколько языковых зон.
5.) Фундаментальный анализ.
С учетом недавнего спин-оффа компании анализ фундаментальных показателей за небольшой промежуток времени, исходя из данных годового отчета по форме 10К за прошлый год и отчета за первый квартал этого года. Как утверждает компания, в годовом отчете данные взяты из «выделенных» участков отчетности компании Nuance Communications, которая непосредственно относилась к деятельности по автомобильному сектору и является актуальной для сравнительного анализа деятельности Cerence. Но вполне могут быть небольшие искажения в связи с незначительными корпоративными расходами. Хотя принципиального значения они нести не должны.
А.) Выручка и прибыль:
Как мы видим, динамика роста выручки после спин-оффа положительная и растет в среднем на 15-23% в зависимости от временного промежутка. БОльшая часть выручки от продаж лицензий на установку программной платформы на различные транспортные средства, но самый быстро растущий сегмент — это техническое обслуживание и модернизация уже установленных систем. Но так как в этот же сегмент входит и исследовательская деятельность (участие в разработках, проектировании модернизации новых функциональных продуктов совместно с производителями и OEM) доход от этого сегмента небольшой, хотя, динамика положительная в сравнении с предыдущим периодом. Так же из данной отчетности мы можем увидеть, что компания значительно улучшила свои показатели уже после спин-оффа. Это видно по динамике EPS, которое за последние 6 месяцев составил 0.02 на акцию, а если брать за последние 3 месяца, то 0.33 на акцию, а также по положительной динамике операционных доходов. Чистый доход резко вырос в основном из-за почти 2-х кратного снижения расходов на обслуживание долга, в связи с его реструктуризацией.
Базовые показатели и мультипликаторы компании:
- Капитализация – 1.52b USD
- P/E – 15.51. Компания из сектора Application Software. Средний P/E по этому сектору на данный момент 53.6 (жесть). Т.е. компания смотрится дешево относительно сектора в целом. Да и даже относительно американского рынка в целом, где при наличии большого количества переоцененных и проблемных секторов среднее значение P/E – 16.5.
- P/B – 1.62. Среднее по сектору Application Software – 6.5. Среднее по американскому рынку – 1.6.
- P/S – 4.7. Очень низкое значение на текущем рынке.
- Gross margin – 67.5.
- Net Margin – 30.3. Оба показателя по маржинальности достаточно хорошие
- Debt / Equity – 0.26. Комфортный показатель, а, с учетом, реструктуризации долга компании в положительную сторону, скорее всего, данный показатель тоже улучшится.
Попробуем сравнить компанию по схожим темпам роста выручки и gross margin> 50% с другими компаниями из сектора Application Software.
Если немного изменить параметры и оставить только компании, которые приносят прибыль, то получим следующие результаты:
Исходя из данных в таблице можем сделать промежуточные выводы, что компания выглядит достаточно дешево относительно совокупности своих показателей и мультипликаторов.
Б.) Активы и обязательства:
Если поверхностно взглянуть, то мы видим, что количество активов (1 653 290 000$) превышает все обязательства (716 911 000$) в 2.3 раза, что вполне адекватный показатель. Что касается краткосрочных активов (222 855 000$) и обязательств (189 198 000$), то на ближайший год ситуация так же вполне приемлемая.
Посмотрим чуть глубже из чего состоят активы Cerence: Из текущих активов на счетах 95 584 000$ находятся в кэше и его ликвидных эквивалентах, 92 272 000$ это дебиторская задолженность от разных клиентов, 7 220 000$ отложенных затрат и 27 779 000$ предоплаты за различные услуги в будущем (по факту нет особого смысла считать их как активы). И тогда получается, что краткосрочных более-менее ликвидных активов (с учетом, что все будут оплачивать свою дебиторскую задолженность) около 188 mln$, что не критично, но уже чуть менее радужно. В принципе большую часть активов компании приходится на Goodwill (конкретно в отчетности не перечисляется, что туда входит, но, насколько я понял, большая часть — это долгосрочные контрактные отношения с большой и качественной клиентской базой).
Что касается обязательств компании, то информацию из последней отчетности компании брать на данный момент будет не корректно, так как произошла реструктуризация долга компании, что изменило ситуацию с долговыми обязательствами в лучшую сторону. Вот ссылка на новость о удачном окончании рефинансирования с сайта компании - https://www.cerence.com/news/posts/cerence-successfully-completes-debt-refinancing . Если вкратце, то 175 mln. $ в 3% конвертируемых облигациях со сроком погашения до 2025 года и нового долгосрочного займа на сумму 125 mln. $. Cerence прогнозирует, что, при условии того же уровня задолженности в размере 270 mln. $, компания сэкономит приблизительно 5,7 mln. $ в виде процентных расходов в течение первых шести месяцев финансового года 2020 (или примерно 11,5 mln. $ в годовом исчислении. Это означает 53% экономию денежных расходов компании до уплаты налогов и 16% увеличение чистой прибыли по non-GAAP. Марк Галленбергер, финансовый директор Cerence, прокомментировал: «Я очень доволен успешным завершением наших усилий по рефинансированию, и выручка от конвертируемых облигаций и нового срочного займа уже была использована для погашения всего остатка по предыдущему срочному займу, что приводит к немедленной значительной экономии расходов на обслуживание долга в будущем. Оставшаяся выручка будет использована для общих корпоративных целей.»
Сервис GuruFocus показывает нам негативную оценку по Altman Z-score – вероятное банкротство компании.
Но, на мой взгляд, оценка не совсем соответствует действительности, особенно с учетом реструктуризации долга и наличия крупных долгосрочных контрактов с ведущими производителями.
6.) Новостной фон и анонс новых партнерств.
У компании хороший позитивный новостной фон. Не имеет смысла переписывать все новости сюда, так как анализ и так получился не маленький. Оставлю ссылки на последние актуальные новости с кратким описанием:
- Cerence и LG Electronics объявили о долгосрочном партнерстве. Вместе компании будут разрабатывать новое программное обеспечение для голосового управления автомобилем. Для Cerence это продолжение работы по расширению рынка для ее технологий распознавания естественной речи. https://www.businessinsider.com/lg-widens-automotive-footprint-with-cerence-partnership-2020-1
- Cerence объединяется с Microsoft для интеграции продуктов Cerence Drive с платформой Microsoft Connected Vehicle (MCVP). https://www.cerence.com/news/posts/cerence-and-microsoft
- Интеграция с платформой от HERE Technologies — разработчиком навигационных и других сервисов для автомобилей. https://www.bloomberg.com/press-releases/2020-02-24/here-technologies-here-and-cerence-bring-more-personalized-contextualized-in-car-experiences-to-drivers-worldwide
- TMTPost (одно из авторитетных медиа в сфере технологий Китая) признал лидерство Cerence на рынке Китая в области искусственного интеллекта и автомобильных инноваций после CES 2020. https://www.cerence.com/news/posts/cerence-tmtpost-ces-stars-of-influence
- Контракт с крупным европейским OEM-производителем на 125 миллионов. https://www.cerence.com/news/posts/cerence-signs-largest-contract-in-its-history
- Китайский автоконцерн Geely выбрала Cerence ARK для создания автомобильных помощников на базе AI для внедрения в свои премиум автомобили. https://www.cerence.com/news/posts/geely-s-china-euro-vehicle-technology-selects-cerence-ark
- Компания Bean Tech выбирает Cerence ARK для создания автомобильных виртуальных помощников на базе AI для Great Wall Motors. https://www.bloomberg.com/press-releases/2020-04-08/bean-tech-chooses-cerence-ark-to-deliver-ai-driven-in-car-experience-to-great-wall-motors
- Cerence пролонгировала партнерство с Audi по предоставлению голосового помощника на базе AI следующего поколения Automaker. https://www.cerence.com/news/posts/cerence-continues-long-term-partnership-with-audi
- Новый уровень разговорного AI и естественного распознавания голоса в Ford SYNC 4 на базе решений Cerence. https://www.cerence.com/news/posts/cerence-powers-new-level-of-conversational-ai-and-natural-voice-recognition-in-ford-sync-4
7.) Выводы.
Это мнения инвестиционных банков и аналитических агентств по поводу Cerence. Как мы видим настрой очень даже позитивный.
На мой взгляд, компания является достаточно интересной и перспективной по ряду причин:
- Cerence будет являться «скрытым» бенефициаром от развития сопутствующих технологий в автомобилестроительной отрасли, в первую очередь от развития системы беспилотного управления и V2X (связь «автомобиля с любым объектом»). «Подключенные» автомобили обмениваются информацией о состоянии дорог и дорожной обстановке, что позволяет всем находящимся поблизости транспортным средствам предпринимать соответствующие действия. К примеру, автомобили могут передавать друг другу информацию посредством сигналов о резком торможении, неожиданной поломке или аварийной ситуации. Поэтому, чем обширнее будет функционал будущих автомобилей, тем больше будет необходимость в виртуальных помощниках.
- Так же, Cerence, является и «скрытым» бенефициаром развития технологии 5G и, технологии «умных городов». Мне кажется, многим в крупных городах понравилось бы, если за 5 минут до окончания поездки можно было бы поставить задачу виртуальному голосовому помощнику подыскать парковочное место рядом с конечной точкой, и он сам запросил бы данные с ближайших к месту паркоматов о наличии свободных мест и подобрал оптимальное место, причем, сам его оплатил (если платное конечно) после голосового подтверждения. И это уже не фантазии, а, по сути, ближайшее будущее. Но все эти технологии (автопилот, «умные города», V2X и сами виртуальные помощники) требуют качественного и быстрого соединения с сетью. Поэтому, на мой взгляд, развитие сетей 5G является таким важным моментом для компании.
- Сама по себе отрасль является достаточно объемной и финансово перспективной. И Cerence неплохо смотрится в данной отрасли – наличие крупных долгосрочных контрактов с гигантами индустрии, что лишний раз доказывает компетентность и позиции компании в этой отрасли. Согласно аналитике LG Electronics, ожидается, что к 2022 году почти 73% потребителей будут использовать голосовых помощников в своих автомобилях.
- Компания обладает обширной интеллектуальной собственностью, включающей более 1250 патентов в области голосовых технологий и технологий искусственного интеллекта.
- Важным драйвером роста для компании является расширение функционала платформы за счет подключения различных облачных решений.
- Фундаментально компания смотрится довольно хорошо. Cerence показала хорошие результаты по итогам второго квартала, который закончился 31 марта 2020 года, превысив консенсус прогноз по выручке почти на 12 mln. $ (при выручке 86.5). Cerence планирует удвоить доход, получаемый за автомобиль, в ближайшие два-три года. Также мне очень нравится, выбранная компанией, бизнес модель.
- Возможность сосуществовать с другими крупными технологическими компаниями является одним из основных плюсов для компании. У крупных технологических гигантов не всегда получается удачно «копировать» бизнес и «вытеснять» конкурентов. А учитывая факт, что большинство крупных корпораций не первый год проявляет интерес к данной отрасли, а гиганты автомобильной отрасли все равно пролонгируют контракты с Cerence, говорит о том, что Cerence действительно ценят. И в данном контексте, их решение с когнитивным арбитражем выглядит как решение «win-win» в плане конкуренциями с технологическими корпорациями как Google и Amazon.
- Положительная макроэкономическая ситуация в секторе. Рынок автомобильной когнитивной помощи стремительно расширяется (CAGR 22.3% до 2027 года). Рост рынка США обусловлен, прежде всего, повышением норм безопасности и защиты транспортных средств.
Есть конечно и несколько негативных моментов:
- После реструктуризации долга появились конвертируемые облигации, что в дальнейшем, при позитивном развитии дел у компании, может привести к небольшому размытию инвесторов (облигации конвертируются в акции).
- Основным негативным моментом является тяжелая ситуация в автомобилестроении в целом из-за COVID-19. Продажи сильно упали у большинства производителей, в связи с чем у компаний повысилась долговая нагрузка. Поэтому некоторые автопроизводители начали сокращать бюджеты на исследование и внедрение новых технологий в свои производственные процессы. Так же начали откладывать презентации новых моделей из-за запрета на проведение ежегодных выставок и массовых мероприятий в целом. Но, по прогнозу аудиторской компании EY (Ernst & Young), через три года спрос вернется на докризисный уровень. Среди драйверов роста аналитики компании видят отложенный спрос, продолжающуюся господдержку и высокий потенциал авторынка.
В целом, компания, на мой взгляд, перспективная с инвестиционной точки зрения, и ее можно рассматривать как «венчурную» инвестицию на долгосрок.
Полезные ссылки
Anton Basov