23 июня 2020, 19:37
Intuitive Surgical и роботизированная хирургия
К компаниям, относящимся к высокотехнологическим отраслям экономики, развернуто пристальное внимание со стороны фондов и крупных инвесторов. p/e (т.е. цена) такого бизнеса, как правило, держится стабильно высоким с течением времени, при этом высока также и цена репутации такой компании.
Например, p/e Intuitive за последние 10 лет колеблется от 25 до 30-40-50. Показатель весьма высокий, но он отражает веру инвесторов в рост доходов компании. И вряд ли вы дождетесь снижения ценника в ближайшее время.
Американская компания Intuitive занимается производством роботизированных систем, используемых в хирургии. Это когда врач-хирург, обладающий соответствующими компетенциями, использует робота от Intuitive как инструмент для более тонкой, комфортной и безболезненной для пациента хирургической работы.
Главный продукт бизнеса Intuitive — это комплекс da Vinci, который был разработан к 1999-ому году и получил одобрение FDA в 2000-ом году.
FDA — это Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США. FDA выдает компаниям, вроде Intuitive, специальные разрешения, позволяющие выводить тот или иной продукт на рынок. Кроме того, FDA также занимается анализом доработок выведенных на рынок продуктов и выдачей разрешений для расширения функций этих продуктов.
Так, например, робото-ассистированная система da Vinci «расширялась» уже более трех раз, начиная с 2014-го года. А вот так выглядит разрешение FDA для Da Vinci Handheld Camera, например.
Сам комплекс da Vinci — это набор из самых разных продуктов, вроде самих установок, вес которых может достигать около 1 тонны, а также инструментов или, по-другому, аксессуаров, делающих работу хирурга более комфортной.
В целом, крупными мазками можно выделить следующие продукты Intuitive Surgical:
- Установки da Vinci, стоимость которых составляет от полумиллиона до 2.5 миллионов долларов за штуку и приносит компании порядка $1.3 млрд. в год.
Самая популярная модель — da Vinci Xi. Также есть и мобильная модель системы. Разница между моделями заключается, к примеру, в том, что одна из них, что попроще, не может выполнять процедуры одновременно в далеко расположенных друг от друга частях тела.
Из фишек систем: они могут быть включены голосом, имеют лазерные системы наведения инструментов и даже функцию, позволяющую хирургам наблюдать за перемещениями инструментов внутри пациента;
- Далее в списке продуктов: робото-ассистированная система, камера, роботизированный хирургический «степлер», 8-миллиметровое устройство для разрезания и сшивания тканей, ios-девайс с программным обеспечением, позволяющим формировать и выводить на экран 3D-модель органа человека. Благодаря изображению хирург может не отходить от аппарата (не покидать консоль управления), а корректировать план работ прямо на месте.
В целом, инструмент (аксессуар) для da Vinci стоит от $700 до $3500, и это где-то $2.5 млрд. выручки в год, а сопровождение систем обходится больницам где-то до $200 тыс. в год, что приносит компании более $700 млн. годовой выручки.
Так и складывается уже почти $5 млрд. общей выручки Intuitive: 30% — это продажи da Vinci, 54% — аксессуары, оставшаяся часть — сопровождение.
***
Итак, Intuitive — это крупный американский производитель хирургических установок, систем, роботов, аксессуаров, программного обеспечения с более чем 7 тысячами сотрудников в штате, раскиданных по около трем десяткам стран.
Сам бизнес компании представлен по большей части в США (это более 70% от выручки), однако продажи развернуты и в Латинской Америке, Европе, Индии, Африке, Южной Корее и Японии, причем доля США медленно, потихоньку, но сокращается. Штаб-квартира компании вместе с исследовательским центром, маркетологами и сэйлзами находится в Кремниевой долине (Калифорния), а это — быстрый доступ к свежим идеям и умам.
Хотел по-умному перечислить, какого рода операции выполняют хирурги с помощью продукции Intuitive, но решил отказаться от этой идеи, потому что ничего из далее перечисленного не понимаю. Попробуйте только выговорить все эти специфические наименования, вроде тонзиллэктомия, простатэктомия, гистерэктомия и множество других. Это произнести сложно, не говоря о том, что из себя представляют сами операции. Хирурги, конечно, невероятные супер-люди.
Скажу лишь, что роботы Intuitive позволяют ускорить время восстановления пациента и минимизировать его болевые ощущения. Какой бы невероятный ни был специалист, результат с машиной и результат без машины - это два совершенно разных итога для клиента.
Продукцией компании пользуются многие именитые врачи. Например, врач-онколог и эксперт в области роботизированной хирургии Дэвид Самади, работающий в Нью-Йорке и зарабатывающий миллионы долларов в год на сложнейших операциях. Можете поискать персональную страничку Самади в Facebook, где хирург периодически выкладывает совместные с da Vinci фотографии.
Конкурентов у Intuitive не то чтобы много, но хватает. Так, среди них можно выделить компанию Johnson & Johnson, которая за последние несколько лет скупила несколько компаний-производителей в области робот-ассистированной хирургии. Это и снова американская компания Medtronics, которая также купила готовый бизнес — Mazor Robotics — с целью диверсификации своей деятельности. Это и крупная британская компания CMR Surgical, базирующаяся в Кембридже.
И дальше можно перечислять членов списка конкурентов в порядке занятия доли на рынке: Stryker, Accuray Incorporated и многие другие. Как видите, конкурентов полно, бОльшая часть из них зарегистрирована в США, единицы — в Канаде, Великобритании, Швеции.
Аналитическое агенство Reports and Data прогнозирует совокупный среднегодовой темп роста рынка роботизированной хирургии в 22% до 2027-го года.
Причем основной прирост придется на Северную Америку ввиду высокого качества медицинского обслуживания в регионе, а также спроса на технологии и инвестиции в них. Прогноз был составлен в прошлом году, цифры явно окажутся ниже, но мыль авторов ясна.
Если рассматривать акции Intuitive Surgical на долгосрок, а мы по-другому не умеем, то на результаты компании за первую половину 2020-го года нужно смотреть снисходительно: тут и сбои поставок, и сокращение числа выполненных операций.
В презентации за 1-й квартал компания подчеркивает, что активность работы врачей с da Vinci сократилась как раз в период ввода карантина и самоизоляции. Цифры за второй квартал будут явно не лучше.
С 2015-го года количество больниц, в которых работает от пяти систем Da Vinci и больше, выросло более чем на 400%.
Посмотрим на цифры из годового отчета Intuitive.
Выручка компании стабильно растет, на отличном уровне держится операционная прибыль и, соответственно, маржа (выше 30%).
Где-то 10% и более от выручки компания ежегодно направляет на статью Research and Development, которая является одной из самых важных для высокотехнологических компаний.
Research and Development — это те деньги, которые компания направляет на проектирование дизайна, разработку, тестирование.
И с ростом доходов Intuitive может позволить себе наращивать расходы на исследования с целью извлечение прибыли из таких инвестиций в дальнейшем. Intuitive — это все еще растущая компания, но если двадцать лет назад компания показывала убытки, то сегодня денежный поток от операционной деятельности измеряется в полутора миллиардах долларов.
Денежный поток Intuitive Surgical вчера:
И денежный поток Intuitive Surgical сегодня:
Кроме того, у компании вообще нет долга, т.е. статьи Debt среди краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Инвестиционная деятельность компании сосредоточена в основном на высоколиквидных активах, вроде американских государственных облигаций, в которые компания инвестирует миллиарды долларов. Как подчеркивает сам менеджмент, бизнес Intuitive Surgical не требует значительных капитальных затрат в принципе, но те затраты, что есть, становятся больше с ростом самой компании. В целом, на закупку оборудования уходит $200-500 млн., что совсем скромно на фоне полуторамиллиардного операционного денежного потока.
Дивиденды компания НЕ платит, но иногда позволяет себе совершать обратный выкуп акций — байбек. В 2019-ом году на выкуп были направлены $270 млн., в 2018-ом — ноль, зато в 2017-ом — аж $2.3 млрд.
Драйверы роста и ключевые задачи
Драйверы роста, которые отмечает сама компания:
- Развитие собственной экосистемы с продуктами и услугами;
- Высокая оценка от хирургов и бОльшее их вовлечение в продукцию Intuitive;
- Рост эффективности, рентабельности больниц благодаря системам компании. Соответственно, рост закупок оборудования и инструментов.
Ключевые бизнес-задачи:
- Развитие роботизированной хихургии в США. Несмотря на прочное положение на рынке, американскую территорию предстоит еще осваивать и осваивать;
- Углубление на рынках Европы и Азии. Причина — та же, есть, куда расти.
Среди рисков, как это водится, главным образом выделяется замедление мировых экономик.
Выводы
При этом, если оглядываться назад, стоит отметить, что в кризисные 2008-й и последующие годы компания функционировала стабильно: росла выручка, административные расходы съедали только ее четверть, а на исследованиях не экономили.
Когда больницы открыты, операционная деятельность Intuitive, по идее, не должна страдать в том понимании, как это может быть, например, у производителя микрочипов, который заработает на уровне прошлого года, но на расходы направит значительно больше. В связи с чем пострадает и урежет исследования.
Да, как и любая публичная компания, Intuitive может потерять в капитализации. Но как показывает история, это явление — временное, которым с удовольствием пользуются долгосрочные инвесторы. А ценник — он как был высоким, так высоким и остается.
И наш, простых инвесторов, шанс поучаствовать в подобной истории роста — это те самые панические, «роботизированные» распродажи, когда рынку все равно, на чем компания зарабатывает и какие долги держит на своем балансе.
Не инвестиционная рекомендация. Автор не является инвестиционным советником
Блог автора материала с бесплатными заметками: группа VK "Пассивный инвестор"
Полезные ссылки
Сергей Смит