Умная блогосфера

//

22 октября 2019, 21:54

Автор: Андрей Кушнир

Обзор банковского сектора в РФ

Человеку здравомыслящему всегда хочется видеть картину целиком, а не кусочками. Согласитесь, когда пазл не собран - нет полного удовлетворения. Ровно поэтому, читая различные обзоры, всегда задавался вопросом "Ок, хорошо. Ну а другие как?"

Так появился данный обзор игроков банковского сектора.

 

Что именно тут будет?

  1. Разберемся в бизнес-модели банков (это не совсем кредиты и депозиты с ипотекой)
  2. Посмотрим мировые и локальные тренды данного сектора
  3. Сравним финансовые результаты (этого вообще днем с огнем)
  4. Сравним масштабы (всегда хотел понять, у кого больше)
  5. Сделаем выводы (на текущий момент при текущей конъюнктуре рынка)

Для начала коротенько о секторе.

Россия, не так давно познакомившаяся с миром банковских услуг и карт (напомню, в США была первая кредитка, потом дебетовая карта) , сейчас демонстрирует стремительное развитие платежных сервисов. За последние 11 лет доля безналичных расчётов в нашей экономике выросла с 4% до почти 50%. Россияне используют мобильные платежи едва ли не больше всех в мире, наш рынок стал тестовым для многих технологий, которые обеспечивают наибольшую скорость и удобство. Данный сектор экономики один из самых развитых в мире. Например,  бывая в разных странах, обратите внимание, что далеко не везде можно по бесконтакту оплатить картой, не говоря уже о технологии Apple Pay, Google Pay  и прочие Pay в смартфоне или часах.

 

Теперь о наших игроках. Начнем со Сбербанка.

Сейчас правильнее говорить, со СберX (схема ниже),  так как бизнес компании трансформируется в нечто большее, чем вклады, ипотека или карты. Уже сейчас идут разговоры о том, чтобы изменить лого организации в связи с тем, что компания  трансформируется и делает второе ответвление, параллельно традиционному банкингу.

По сути, традиционный бизнес обрастает смежными и не банковскими активностями, но со сковзной авторизацией и доступностью всех сервисов в рамках одного Sber ID.

В день инвестора компания говорила о том, что развивает десятки бизнесов в рамках одной экосистемы

 

Теперь опустимся в детали.

На сайте компании мы видим как привычный для всех банкинг, так и новые направления, в основном Digital

 

 Помимо этого, Сбербанк с Яндексом сделал совместные предприятия в 2018 «Беру. ру» и «Брингли»,  СберТелеком вместе с Теле2, а в 2019 купил долю в Rambler и Mail

Насчет эффектиности Брингли многие в курсе, что продажи упали сильно. Бизнес не закрывается, будут искать новую модель.

 Что хочется отметить, так это отличное мероприятие совместно с 500Startup's, где отбирают крутые идеи и помогают их реализовывать. Мы видим желание компании делать новое, прорывное и не быть отстающим! 

 

Так же, зашла идея с биометрией. Суть финта -  у Сбера активно проходит фаза сбора биометрии у клиентов в офисах банка. Далее, можно создавать инструмент по оплате биометрией покупок в любых магазинах или подтверждения иных операций. И, по сути, быть монополистом. Это ж бомба!

Правда, пошли активные конкурентные действия со стороны Ростелекома и  ВТБ (в лице Почта Банка) в аналогичной истории. Но, там ребята отстают как по времени, так и по масштабам клиентской базы.

 

Помимо этого, Сбер ищет себя и в других нишах, связанных с продуктами, доставкой, а именно:

  • запустил доставку еды из магазинов "Сбермаркет" (партнер Инстамарт)
  • партнерится с Макдональдс (фото подписания договора ниже). Кстати, внимательный заметит, что в маке все терминалы оплаты Сбера.  а это доп доход банку за каждую покупку через терминал

 

Плюс, готовится новый экспериментальный формат офисов, о чем говорил зампред правления. Судя по тексту, это еще и потенциальные новые клиенты! 

 

А тут умный читатель должен был задать вопрос - зачем столько движений, сделок и прочего? нужно ли заниматься кофе и доставкой, если ты банк?

Ответ кроется в чистой прибыли (точнее, в ее структуре).

Все банки хотят ее увеличить. Упрощенно, ее можно увеличить либо за счет ЧПД, либо за счет ЧКД.

 

Допустим, пошли по пути увеличения чистых процентных доходов (ЧПД). Подняли проценты по ипотеке (кредиту). Схематично  наше новое уравнение будет следующим

 

Но не все так просто…

Первое. У нас есть ключевая ставка, от которой пляшут все банковские ставки по ипотеке, кредитам и депозитам. Просто так взвинтить ставки по кредитам или ипотеке не получится, клиенты пойдут к другим игрокам с более дешевыми деньгами.

Для проверки самого себя, зашел на Росстат и посмотрел - коррелляция очевидна (напоминаю, что сейчас ставка  = 7%,  25 октября заседание ЦБ, где ждем снижения на 0,5 п.п.)

С 2016 видим  нисходящий тренд (это хорошо), что ведет к спаду процентного дохода банковского сектора в целом (дешевеют ипотека, потреб и POS кредитование).

 

Второе. Можно постараться вырасти в масштабах, но Сбербанк и так уже огромный и его органический рост закончен в классическом банкинге. Об этом говорит текущая динамика кредитного и депозитного портфеля.

Если пробежаться по ключевым направлениям традиционного банкинга, то цифры следюующие:

  • ипотека - более 50% рынка
  • депозиты - более 40% рынка
  • торговый и интернет-эквайринг - более 60% рынка

Да, что касается эквайринга, данный вид бизнеса признан ТОП-1 в Европе по оборотке 3 года подряд!

Кто бы что ни говорил, а это достижение. Причем три года подряд. В Европе.

А вот и сравнение за 2018 по ключевым игрокам. Все красиво.

Уважаемый пользователь! Вы видите лишь часть статьи, для прочтения оставшейся части, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты

Зарегистрироваться