Умная блогосфера

//

15 марта 2019, 18:34

Автор: Илья Воробьев

Китайский IT: краткая история и великий файрвол

Все знают про великий китайский файрвол. В Китае не работает большая часть привычных в остальном мире сервисов, включая Google, Facebook, Youtube, Twitter, Whatsapp и т.д. На самом деле я не смог вспомнить ни одного западного сервиса, который добился значимого успеха в Китае. Мне кажется последним крупным игроком был Uber, но он продал свое подразделение местному конкуренту Didi в 2016 году.

 

 

 

И хотя особенности местного регулирования интернета сыграли очень большую роль в развитии местной экосистемы, объяснять только запретами со стороны китайских властей успех неудачи западных компаний в Китае не совсем корректно. Крупным сервисам вроде Google и Facebook действительно прямо или косвенно не давали или мешали развиваться в Китае, однако большинство компаний, начиная от EBay, который когда-то был лидером китайского e-commerce рынка, но затем проиграл конкурентную борьбу Alibaba, и заканчивая Uber, не смогли захватить китайский рынок вовсе не из-за запретов местных регуляторов, а из-за того, что плохо понимали местный рынок и были менее эффективны локальных конкурентов. Всем, кто интересуется этой темой, очень рекомендую прочитать потрясающую книгу AI Superpowers, которая дает отличный экскурс в историю развития китайской экосистемы интернет сервисов.

Коротко о том, как развивался китайский интернет. В 2000-х годах местная интернет-экосистема только начинала формироваться. Сначала в страну хлынули популярные западные сервисы и какое-то время имели серьезное присутствие в стране. Например, Google занимал более трети местного рынка поиска в 2009 году, а EBay и вовсе вышел на китайский рынок еще в 2003 году, купив местного лидера рынка EachNet с долей 85%. Но вскоре у западных игроков начались проблемы.

Компании, связанные с контентом, такие как Google и Facebook, начали подвергаться ограничениям со стороны китайского правительства, так как не хотели выполнять жесткие требования по внедрению цензуры на своих площадках. Доступ к их сайтам либо был полностью заблокирован, либо интернет провайдеры замедляли скорость работы сайтов, сильно ухудшая пользовательский опыт. В итоге все западные социальные сети и мессенджеры прекратили работу в Китае в 2009-2010 годах. Местные аналоги (поиск Baidu, социальная сеть Renren и т.д.) для уже существовали в это время и в значительной степени копировали функционал и интерфейс западных аналогов. Иногда первые версии местных аналогов повторяли западный сервис с точностью почти до пикселя, только с переводом на китайский язык.

Facebook (слева), Renren (справа)

Однако здесь нужно осветить ключевой момент в развитии китайской экосистемы. После изначального периода слепого копирования местные сервисы быстро отошли от этой практики и стали развивать уникальные сервисы. Почему? Есть две основных причины:

1) Они сами стали жертвами копирования. Представьте ситуацию, в которой есть 10 сервисов с абсолютно аналогичным интерфейсом, которые выглядят как Facebook или Twitter и отличаются только доменами. Как они могут конкурировать между собой и выделиться среди конкурентов? Никак. Поэтому эти сервисы быстро начали эволюционировать и во многих сферах лидерами рынка в итоге стали не копии западных компаний, а уникальные для китайского рынка ресурсы. Самый очевидный пример — WeChat (ключевой продукт Tencent), у которого нет аналогов в мире и теперь уже Facebook пытается копировать его стратегию.

Самый эпичный пример «войны клонов» был в начала 2010-х, когда во всем мире был бум купонных сервисов в результате хайпа вокруг Groupon. В Китае за очень короткий промежуток времени было создано более 5 тысяч подобных сервисов! Просто представьте, какого работать на рынке, где 5 тысяч компаний делает то же самое (базовый продукт весьма простой и его очень легко скопировать). Эти компании сжигали сотни миллионов долларов на рекламу для привлечения пользователей, но вскоре подавляющее большинство их них обанкротились или были скуплены конкурентами за бесценок, так как их экономика, естественно, никак не сходилась. Сам Groupon тоже попытался выйти на китайский рынок, но вскоре бесславно его покинул, не помогло даже партнерство с Tencent. В итоге из тысяч компаний осталось всего несколько, а лидер рынка Meituan Dianping эволюционировал до неузнаваемости и превратился во что-то вроде «Alibaba для сферы услуг». Сейчас капитализация Meituan Dianping в 20 раз больше капитализации Groupon!

2) В Китае привычки и потребности интернет-пользователей сильно отличаются от западных стран. В США или Европе люди сначала получили доступ к интернету через стационарные компьютеры, затем через ноутбуки, и только потом через мобильные устройства, и все еще проводят много времени за большим экраном. В Китае для подавляющего большинства населения дешевый смартфон на Андроиде стал первым и единственным устройством для доступа в интернет, у большинства населения просто нет денег для покупки компьютера, а во многие места просто не проложены кабели для стационарного доступа к сети. Помимо этого, менталитет китайцев в целом достаточно сильно отличается от западных стран.

Многие западные компании не смогли адаптировать свои продукты под особенности китайского рынка и проиграли конкурентную борьбу местным аналогам без какого-либо вмешательства со стороны китайского правительства. Почти везде китайскими подразделениями руководил менеджмент из США или Европы, а глобальный офис не хотел делать для китайского рынка отдельную версию сервиса, который бы учитывал местную специфику. Так, например, Ebay проиграл конкурентную борьбу Alibaba, а Google начал терять долю рынка еще до того, как у него начались проблемы с китайскими властями. Аналогичная ситуация затем случилась и с Uber, которую отлично демонстрирует диалог с местным сотрудником Uber:

Beijing, June 2016
“When do you think we can win over Didi?” an American manager (from Uber) asked me.
“Didi has 5,500 engineers. Perhaps the day we have engineering office in Beijing.” I answered.

В итоге, к настоящему времени в Китае сформировалась огромная самобытная экосистема технологических компаний. Ее основой являются три технологических гиганта, объединенных аббревиатурой BAT (Baidu, Alibaba, Tencent), которые поделили между ряд ключевых сегментов рынка, а также косвенно участвуют в большинстве других сфер (более 90% китайских технологических компаний с оценкой/капитализацией 5+ млрд $ получили инвестиции от кого-то из BAT). В то же время есть десятки других компаний, занимающие лидирующие позиции в своих нишах.

Disclaimer
Представленная информации носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.